Архив новостей

ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Подписка на новости





Уникальной «Школе жизни в тундре» Анны Неркаги – четверть века. Основательницу поздравил губернатор Ямала

01.09.2017 образование, коренные народы ямала
отправить по почте
версия для печати

Сегодня, 1 сентября, в День знаний исполняется 25 лет со дня основания Школы Анны Неркаги в деревне Лаборовая (Приуральский район). Свое поздравление педагогам и учащимся школы направил губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.

Глава округа отметил, что Ямал – арктический регион России, где бережно сохраняется традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера. И созданная ненецкой писательницей Анной Неркаги этнографическая «школа жизни в тундре» – яркое тому подтверждение.

«Важно, что реализуемый здесь учебно-образовательный процесс гармонично сочетается с естественными жизненными условиями кочевого населения Ямала, уникальные авторские программы и методики обучения не имеют аналогов в России и в мире, – говорится в официальном поздравлении губернатора ЯНАО. – Благодарен всему педагогическому коллективу за любовь к детям, преданность делу и профессиональное мастерство. Пусть ваш плодотворный труд откроет для ваших воспитанников множество дорог во взрослую жизнь, будет гордостью ямальского и российского образования», – говорится в поздравлении.

Школа Анны Неркаги – единственная образовательная организация на Ямале, которая рассчитана и приспособлена к проведению этнокультурных и этнопедагогических занятий в течение всего календарного года. Уникальность школы заключается в организации образовательного процесса, подборе содержания образования и условий реализации образовательной программы, которые строятся на авторских идеях известной ненецкой писательницы, члена Союза писателей СССР, лауреата премии им. Н.М. Чукмалдина, почетного жителя ЯНАО Анны Павловны Неркаги.

Анна Павловна создала этнографическую «школу жизни в тундре», в которой сегодня живут и учатся дети-сироты и дети оленеводов из ближайших стойбищ. По мнению руководителя школы, главное для ребенка – сочетать обучение в школе со свойственным для детей тундры ежедневным трудом: выпасом оленей, сбором ягод и грибов, ловлей рыбы, ведением хозяйства в чуме. Такой механизм позволяет подростку выбрать для себя наиболее приемлемый путь: продолжить вести традиционное хозяйство (оленеводство), получить понравившуюся профессию и иметь возможность вернуться в тундру (ветеринаром, кочевым учителем) или остаться в городе, поселке.

В программу школы включены такие курсы этнокультурной направленности, как «Мудрые мысли», «Этнический мир ненцев Байдарацкой тундры», «Безопасность жизнедеятельности: выживание в условиях тундры». Завершена работа по обновлению содержания учебного материала предметов федерального компонента. Так, в рамках предмета «Технология» мальчики изучают основы оленеводства, изготовления нарт, девочки – выделки оленьих шкур, пошива национальной одежды, бисероплетения, национальной кухни.

По мере развития практики сформированы модели кочевого образования. Стационарная модель рассчитана на обучение детей из ближайших кочевий (30-50 км). Дети проживают в семьях родственников в Лаборовой и обучаются в стационарной начальной школе, выезжая на выходные к родителям. В рамках полустационарного обучения дети проживают в условиях этностойбища «Земля надежды», полностью соответствующих традиционному образу жизни тундровиков. В соответствии с моделью кочевого обучения учитель выезжает по месту проживания детей и проводит занятия непосредственно в чуме, в котором проживает ребенок вместе с родителями.

Таким образом, школа дает возможность создать образовательную среду, максимально полно соответствующую социокультурным традициям кочевого населения и позволяющую в полном объеме реализовать федеральный государственный образовательный стандарт.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: