V МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРКТИЧЕСКИЙ ПРАВОВОЙ ФОРУМ «СОХРАНЕНИЕ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИКИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

ПРАВИТЕЛЬСТВО

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО

АВТОНОМНОГО ОКРУГА

140917.png

   ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

140917_2.png




VМЕЖДУНАРОДНЫЙ АРКТИЧЕСКИЙ ПРАВОВОЙ ФОРУМ

«СОХРАНЕНИЕ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИКИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

Санкт-Петербург, 2017 год

29 ноября – 02 декабря 2017 года, Санкт-Петербург

Программа проведения

V Международного арктического правового форума

«Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты»

29 ноября – 02 декабря 2017 года, Санкт-Петербург, время местное


Регистрация российских и иностранных участников осуществляется на сайте форума 


29 ноября 2017 года, среда

 

00:00 – 24:00

Прибытие участников и гостей Форума:

- в аэропорт «Пулково»

- на Московский, Балтийский, Витебский, Ладожский, Финляндский железнодорожные вокзалы Санкт-Петербурга

- личным трансфером.

00:00 – 24:00

Размещение в отелях. Основной для размещения участников Форума отель «Амбассадор»

(проспект Римского-Корсакова, д.5-7.)

12:00 – 21:00

Лобби отеля «Амбассадор»:

- регистрация участников Форума

- получение информационных материалов для участников и гостей Форума

- сбор докладов участников Форума (на электронном носителе);

- meet point.



30 ноября 2017 года, четверг

 

8:00 – 8:45

Трансфер из отеля «Амбассадор» в Мариинский дворец (Основная дискуссионная площадка форума)                        Исаакиевская площадь, д. 6).

9:00 – 10:00

Регистрация участников.

10:00 – 11:30

Пленарное заседание «Глобальные тенденции арктического пространства: Общество. Экология. Право»

Интерактивная трансляция через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

11:30 – 12:15

Перерыв. Выход к прессе.

11:30 – 12:15

Кофе-пауза.

Презентация фотовыставки, посвященной Арктике

12:15 – 13:30

Пленарное заседание «Глобальные тенденции арктического пространства: Общество. Экология. Право» (продолжение)

Интерактивная трансляция через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

14:00 – 15:00

Обеденная кофе-пауза.

15:00 – 17:00

Работа I секции «Общество, экология и право в высоких широтах»

Интерактивная трансляция через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

17:00 – 17:30

дискуссия в формате «Свободный микрофон»

Подведение итогов работы I секции «Общество, экология и право в высоких широтах».

17:30 – 19:00

Трансфер в отель «Амбассадор», свободное время.



 01 декабря 2017 года, пятница

 

Конференц-залы отеля Амбассадор

9:00 – 11:30

Работа II секции «Современная модель государственного управления ресурсами арктических территорий: проблематика и перспективы»  (зал 1)

Работа III секции «Арктика в свете международного права» (зал 2)

 

10:30 – 11:30

Круглый стол Арктического Молодежного Центра Компетенций «Кадры. Потребности бизнеса - компетенции молодых»

11:30 – 12:00

Кофе-пауза.

12:00 – 13:00

Итоговое заседание Форума. Обсуждение и утверждение резолюции Форума и плана реализации                        принятых решений.

Интерактивная трансляция через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

13:00 – 13:30

Итоговая пресс-конференция.



02 декабря 2017 года, суббота


07:00 – 8:30

Завтрак в отеле «Амбассадор»

0:00 – 24:00

Выезд из отелей:

- в аэропорт «Пулково»

- на Московский, Балтийский, Витебский, Ладожский, Финляндский железнодорожные вокзалы Санкт-Петербурга

- личным трансфером



· Посещение мероприятий Форума по персонифицированным картам участника Форума

· Вход в Мариинский дворец по предъявлению паспорта

· По вопросам участия в предстоящем мероприятии Вы можете обратиться в оргкомитет:

8(34922)3-18-72 или 8(912)9109115

Аннотация

I. Секция. «Общество, экология и право в высоких широтах».

В работе первой секции предполагается обсудить вопросы глобальных тенденций развития общества высоких широт в контексте правовых аспектов и современных вызовов. Ставя во главу пирамиды ценностей человека, ориентируясь на его права и свободы, форум за время его проведения позволил выработать выверенные эффективные правовые решения, сформулировать практические предложения по совершенствованию законодательства исходя из особенностей интересов населения арктических территорий.

Благодаря консолидации усилий урегулирован вопрос осуществления регистрационного учета граждан, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, не имеющих постоянного места жизни, что позволило им в полной мере реализовывать гражданские права, использовать современные методы хозяйствования.

Вместе с тем, наряду с позитивными свершениями и успехами остаются нерешенными некоторые правовые вопросы обеспечения реализации прав граждан, предопределенные особенностями территорий и бытом коренных северян. Так требует скорейшего разрешения ситуация связанная с правовым пробелом в вопросе усыновления детей лицами, ведущими традиционный кочевой или полукочевой образ жизни, уклад которой не предполагает наличия места постоянного или преимущественного проживания, и, как следствие, в большинстве случаев не имеющими жилых помещений, что не позволяет им стать усыновителями.

Следует отметить, что, как и прежде, правовые аспекты развития социально-бытовой инфраструктуры, здравоохранения и жилищно-коммунального комплекса Арктического региона будут в фокусе пристального внимания. Решение этих вопросов непременно благоприятным образом скажется на демографических показателях.

Комфортные условия проживания, обширная инфраструктура и перспективы развития вместе с регионом могут стать решающим фактором притока молодых квалифицированных кадров и их семей для постоянного проживания в арктических широтах. Правовая проблематика создания таких условий один из ключевых моментов дискуссии в рамках заседания секции.

Не останутся без внимания вопросы обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера и их культуры в современных социально-экономических реалиях, правовых регуляторов интеграции их традиционного уклада, как этносохраняющего фактора, в рыночную экономику, вовлечения этих народов в занятие собственным делом, основанном на традиционных формах хозяйствования (сбор и заготовка дикоросов, художественные промыслы, событийный и этнотуризм).

Глобальные процессы весьма инертны, и при современных трендах это означает, что в среднесрочной перспективе потребление энергоресурсов будет расти, а следовательно, увеличиваться их добыча, что неизбежно будет затрагивать территории традиционного природопользования.

В ходе обсуждения этих вопросов планируется найти модель баланса интересов, которая способствовала бы гармонизации процессов промышленного и традиционного природопользования.

Безусловно, в «Год экологии в Российской Федерации» особое внимание будет уделено вопросам охраны окружающей среды, сохранению уникальной экосистемы.

Недра Арктики является стратегической ресурсной базой ряда государств, способной обеспечить решение стоящих перед ними стратегических задач, в том числе и социально-экономического развития.

Однако недра Арктики это не только кладовая масштабных запасов природных ресурсов, но и уникальная, уязвимая экосистема, непоправимый урон которой может нанести неэффективное и безответственное природопользования.

Данный тезис предопределяет актуальность вопроса поиска качественно новых правовых подходов ответственного природопользования, страхования экологических рисков, минимизации депонирования экологического вреда и ликвидации накопленного, возмещения урона окружающей среде, а также активного внедрения опыта экологического мониторинга.

Также планируется рассмотреть лучшие зарубежные практики правового регулирования соответствующих сфер общественных отношений, апробации их в условиях российской Арктике.

В целом, диалог государственных деятелей, ведущих ученных и экспертов, представителей бизнес-сообщества и общественности будет направлен на выработку предложений реальных механизмов правового регулирования, способных обеспечить устойчивый баланс публичных и частных интересов в арктическом регионе.

II. Секция. «Современная модель государственного управления ресурсами арктических территорий: проблематика и перспективы»

Современная Арктика это колоссальный ресурсный потенциал, требующий взвешенных, рачительных и, в то же время эффективных подходов к его управлению.

Констатация общего понимания того, что устойчивое развитие российской Арктики должно осуществляться на понятной и прозрачной правовой основе, определяющей как общие правовые требования к сторонам отношений, гарантии стабильности правил правового режима, так и учитывающие особенностей арктических территорий, актуализирует проблематику выстраивания современной модели государственного управления в высоких широтах.

Одним из национальных решений на основе проектного подхода является концепция формирования в российской Арктике опорных зон развития.

Такой подход предполагает комплексную поддержку развития территорий опорных зон как единого проекта, ориентированного, прежде всего, в инфраструктурном и ресурсно-добывающем векторе, обладающем мультипликативным эффектом, выполняющим функцию мощного катализатора позитивных социально-экономических процессов макрорегиона Арктической зоны Российской Федерации.

Реализация столь масштабного и амбициозного проекта не представляется возможной без комплементарных правовых регуляторов, предполагающих отступление от общих, отраслевых принципов регулирования, не учитывающих специфики пространств Арктики, в сторону подходов комплексного специального регулирования деятельности на территории опорных зон развития. Данное обстоятельство само по себе предполагает переход (возврат) к открытому диалогу о концепции реализации «системного» федерального закона, определяющего подходы к развитию российской Арктики.

При этом, переход от отраслевого принципа регулирования предполагает должным выстраивание научно- обоснованных подходов инвентаризации правовых регуляторов.

Обозначенные вопросы станут темой дискуссий в рамках работы II секции форума.

Также внимание участников форума будет привлечено к вопросу перераспределения государственных полномочий между уровнями управления и рассмотрения таких наиболее успешных практик.

Еще одним направлением обсуждения станут вопросы дальнейшего развития государственно-частного партнерства, показавшего позитивные результаты реализации совместных проектов.

Очевидно, что государства, в которых будут созданы наиболее лояльные условия партнерства для транснациональных гигантов добывающей отрасли, получат ощутимые конкурентные преимущества динамичного развития.

Проявляя существенную зависимость от государственной поддержки проекты государственно-частного партнерства при их реализации отнюдь не всегда несут стабилизационный эффект для арктических территорий. Действительно, аккумулируются финансовые ресурсы, возводятся масштабные проекты, но при этом, зачастую, наблюдается отток капитала из Арктического региона. Можно констатировать, что на современном этапе не достаточно найти инвестора с деньгами, более важно выстроить такую систему партнерских отношений, чтобы его ресурсы работали во благо арктических регионов, несли бремя социально-экономических обязательств.

Такое положение дел формирует еще один вызов государственному управлению: увеличить число постоянных резидентов арктического региона, являющихся поставщиками капитала. Данный вызов требует всесторонней проработки и обсуждения, консолидации потенциалов.

Безусловно, что будущее Арктики за молодыми поколениями специалистов. Молодые учетные, активисты, общественники проявляют устойчивый интерес к изучению высоких широт. В данном векторе изучения арктических территорий в рамках работы II секции форума запланировано проведение круглого стола Арктического Молодежного Центра Компетенций «Кадры. Потребности бизнеса - компетенции молодых».

III. Секция. «Арктика в свете международного права»

В соответствии с положениями Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, одними из приоритетных направлений развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности являются международное сотрудничество в Арктике и обеспечение военной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в Арктике.

Сложившаяся в последние 30 лет практика международного сотрудничества показала позитивный эффект многостороннего межгосударственного взаимодействия, а также взаимодействия институтов бизнеса, представителей коренных малочисленных народов, общественных объединений и научного сообщества.

Как отметил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, в богатейшем арктическом регионе будут запущены новые перспективные масштабные проекты, в том числе в сотрудничестве с нашими иностранными партнерами. Безусловно, что такое взаимодействие должно опираться на стабильную международно-правовую основу в атмосфере полного взаимопонимания и взаимоуважения.

С учетом заданных Главой государства ориентиров в рамках работы данной секции планируется обсудить вопросы обеспечения безопасности арктического пространства, проведения межгосударственных спасательных операций и работ, международно-правового регулирования режима морского судоходства по трассам Северного морского пути, правовые аспекты использования современных геоинформационных технологий.

Современные мировые векторы развития арктического права отчетливо оказывают влияние на становление арктического права в России как отдельной отрасли. Специфика и динамика отношений в высоких широтах предполагает поиск новых концепции их регулирования.

Особенностью правового режима деятельности в российской Арктике является то, что регулирование основывается с одной стороны на нормах международных конвенций, а с другой отраслевым национальным законодательством, с учетом региональной специфики, применительно к конкретному субъекту, что не вполне соотносится с актуальным сегодня трендом глобальной унификации и симплификации норм международно-правового режима. Обсуждение этой проблематики должно стать важной частью предстоящих дискуссий.

Не менее важной частью дискуссии должны стать вопросы реализации ресурсоёмких проектов, связанных с использованием интеллектуального зарубежного капитала, инвестирования в производства арктического региона в контексте правового поля. Односторонний отказ зарубежных партнеров от реализации совместных проектов в российской Арктике в связи с применением западных санкции зачастую имеет негативные правовые последствия, требующие их разрешения.

В совокупности, такие обстоятельства актуализируют вопрос внедрения альтернативных регуляторов, способных обеспечить стабильно комфортный инвестиционный климат для наших новых партнеров.

Отдельным направлением обсуждения станут теоретические вопросы регулирования международных отношений в сфере освоения биоресурсов, возникающих вследствие процессов сокращения льдов Арктики при глобальном потеплении. Теоретические взгляды в данном направлении, учитывая интерес к данным ресурсам со стороны многих, в том числе, не арктических государств, весьма актуальны уже сегодня.

Резюмируя, по итогам работы секции предполагается сделать основные выводы о направлениях развития международно-правового регулирования режима Арктики, а также принять рекомендации по его совершенствованию. 



версия для печати
отправить по почте