Вопрос-ответ

Ответы на вопросы, содержащиеся в обращениях органов местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе (01.04.2016)


ОТВЕТЫ

на вопросы, содержащиеся в обращениях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и администраций муниципальных образований в целях разъяснения отдельных положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

Вопрос

Ответ

1

1. Каким органом и каким нормативным правовым актом должен утверждаться административный регламент, разработанный органом, предоставляющим государственную (муниципальную) услугу, в соответствии с указаниями части 1 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон
№ 210-ФЗ), в том случае, если:

                данная услуга предоставляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках исполнения им переданных полномочий Российской Федерации;

                данная услуга предоставляется органом местного самоуправления в рамках переданных субъектом Российской Федерации полномочий Российской Федерации, субъекта Российской Федерации.

                2. Вправе ли субъект Российской Федерации разрабатывать и утверждать административные регламенты исполнения государственных функций по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий, в тех случаях, когда соответствующее право субъекта Российской Федерации не предусмотрено федеральным законом, в соответствии с которым переданы полномочия. Каким нормативным правовым актом должны утверждаться такие регламенты

 

3. Нормой Федерального закона № 210-ФЗ право разработки административного регламента предоставляется исключительно органу, оказывающему соответствующую услугу. В то же время нормами ряда федеральных законов, которыми для осуществления субъектам Российской Федерации передаются отдельные государственные полномочия Российской Федерации, установлено право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации утверждать административные регламенты в сфере переданных полномочий до их утверждения на федеральном уровне, что подразумевает право федеральных органов исполнительной власти разрабатывать и утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг, оказание которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий. Таким образом, в данном случае имеет место правовая коллизия. Какая норма должна применяться в приоритетном порядке

В отношении полномочия Российской Федерации, переданного в соответствии с федеральным законом на осуществление органам государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативное правовое регулирование, в том числе разработка и утверждение административного регламента, осуществляется в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом.

В случае, если порядок нормативно-правового регулирования указанного полномочия Российской Федерации федеральным законом не определен, административный регламент утверждается приказом федерального органа исполнительной власти.

В случае, если федеральным законом предусмотрено, что соответствующий административный регламент принимается федеральным органом исполнительной власти, но в установленный федеральным законом срок административный регламент не утвержден, орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно принять административный регламент.

Вместе с тем при принятии впоследствии административного регламента федеральным органом исполнительной власти, административный регламент, принятый органом государственной власти субъекта Российской Федерации подлежит отмене.

В отношении полномочия Российской Федерации, переданного в соответствии с федеральным законом на осуществление органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которое, в свою очередь, было передано в соответствии с законом субъекта Российской Федерации на осуществление органам местного самоуправления, нормативное правовое регулирование, в том числе разработка и утверждение административного регламента, осуществляется в порядке установленном федеральным законом.

В случае, если такой порядок федеральным законом не определен, административный регламент утверждается федеральным органом исполнительной власти либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации (до принятия административного регламента федеральным органом исполнительной власти).

Если федеральным законом предусмотрена передача полномочия Российской Федерации на осуществление органам государственной власти субъектов Российской Федерации с полномочием по нормативно-правовому регулированию, в том числе по разработке и утверждению административных регламентов,  
то указанные полномочия могут передаваться в соответствии с законом субъекта Российской Федерации на осуществление органам местного самоуправления.

В отношении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных в соответствии с законом субъекта Российской Федерации на осуществление органам местного самоуправления, нормативно-правовое регулирование, в том числе принятие административных регламентов, осуществляется в порядке, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации

В случае, если такой порядок законом субъекта Российской Федерации не определен, административный регламент утверждается органом исполнительной власти субъектом Российской Федерации либо органом местного самоуправления (до принятия административного регламента органом исполнительной власти субъектом Российской Федерации).

Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти – утверждаются приказами федеральных органов исполнительной власти.

Административные регламенты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправлении утверждаются нормативными правовыми актами соответствующих органов.

2

Вправе ли субъект Российской Федерации вместе с передачей органам местного самоуправления для исполнения отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных ему в установленном порядке с правом утверждения административных регламентов, передавать и ответствующее право утверждения административных регламентов по переданным полномочиям

В отношении полномочия Российской Федерации, переданного в соответствии с федеральным законом на осуществление органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которое, в свою очередь, было передано в соответствии с законом субъекта Российской Федерации на осуществление органам местного самоуправления, нормативное правовое регулирование, в том числе разработка и утверждение административного регламента, осуществляется в порядке установленном указанным федеральным законом.

Если федеральным законом органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается полномочие Российской Федерации, а также полномочие по осуществлению его нормативно-правового регулирования, в том числе по принятию соответствующих административных регламентов, то орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в свою очередь, вправе передать в соответствии с законом субъекта Российской Федерации указанные полномочия на осуществление органам местного самоуправления.

3

Являются ли муниципальными услугами – услуги, оказываемые муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), а также услуги, оказываемые
в рамках реализации полномочий органов местного самоуправления

 

 

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под муниципальными услугами (работами) понимаются услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с муниципальным заданием органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами.

Согласно статье 2 Федерального закона № 210-ФЗ под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления(муниципальной услугой) понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Таким образом, для целей организации и функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации под муниципальными услугами понимаются, в том числе, услуги, предоставляемые муниципальными бюджетными учреждениями, в которых размещается муниципальное задание (заказ).

Вместе с тем при организации и осуществлении перевода муниципальных услуг в электронный вид, разработки в отношении указанных услуг административных регламентов или включении сведений о них в реестр муниципальных услуг, предоставлении муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг под муниципальными услугами понимаются услуги, предоставляемые органами местного самоуправления.

4

Могут ли услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями или другими организациями в рамках реализации муниципального задания (заказа), оказываться на платной основе

Услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями или другими организациями в рамках реализации муниципального задания (заказа), не могут оказываться на платной основе

5

1) Определены ли критерии (определения) муниципальных услуг из деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (т.е. каким образом определить необходимое и достаточное количество муниципальных услуг в рамках того или иного вопроса местного значения?) Существует ли обязательный для всех муниципальных образований набор муниципальных услуг в рамках решения вопросов местного значения? (например, в сфере образования, социальной сфере и т.п.).

2) Насколько укрупнена или детализирована должна быть муниципальная услуга (т.е., необходимо ли детализировать муниципальную услугу до уровня услуги, имеющей на выходе только один результат для заявителя и на которую должен быть разработан административный регламент предоставления государственной услуги (например, «Предоставление субсидий на жилищно-коммунальные услуги»)

 

Законодательством Российской Федерации установлена самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Вместе с тем анализ регионального законодательства Российской Федерации, информации, внесенной в региональный раздел Сводного реестра, показал существенные различия в реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления своих полномочий. Существенно различается также количество услуг, предоставляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в соответствии с положениями о таких органах). В этой связи единые, унифицированные и исчерпывающие перечни региональных и муниципальных услуг на данный момент отсутствуют.

В то же время существуют выработанные подходы к формированию перечня муниципальных услуг.

Пример.

Для формирования перечня муниципальных услуг необходимо проанализировать:

1) полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные в рамках решения вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами;

2) отдельные полномочия, переданные для осуществления органам местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации;

3) функции и задачи муниципальных образований, предусмотренные их уставами;

4) функции муниципальных образований, предусмотренные положениями представительных органов муниципальных образований.

Из общего перечня полномочий, задач и функций органа местного самоуправления необходимо выделить деятельность органа местного самоуправления, которая осуществляется указанным органом по запросу граждан и организаций.

В целях оказания методической поддержки органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления Минэкономразвития России были разработаны и размещены в качестве классификаторов региональных и муниципальных услуг в Сводном реестре перечни государственных услуг (функций) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных услуг (функций) органов местного самоуправления (далее – Перечни).

Перечни содержат наиболее массовые и социально значимые услуги органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных бюджетных учреждений, получателями которых являются граждане и организации.

Отмечаем, что уровень детализации государственных и муниципальных услуг зависит от ее целей.

Так, уровень детализации, предусмотренный Перечнями, достаточен для разработки административных регламентов.

Вместе с тем услуги, предоставление которых планируется в электронном виде, должны быть более детализированы, как правило, до отдельных процедур (например, прием запроса, предоставление информации и пр.) с учетом возможности их предоставления в электронной форме (дистанционно).

6

Должно ли наименование муниципальной услуги, подлежащей переводу в электронный вид, совпадать с наименованием муниципальной услуги (в распоряжении Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р в перечне услуг указываются административная процедура или набор административных процедур в рамках муниципальных услуг, которые могут быть переведены в электронный вид (например, предоставление информации об образовательных программах…», «Прием заявлений, постановка на учет и предоставление информации….» и т.п.).

Данные требования в законодательстве Российской Федерации отсутствуют.

В электроном виде (дистанционно – с использованием сети Интернет) возможно осуществление отдельных процедур (действий), направленных на получение услуги. Например: информирование о предоставлении услуги, прием заявок (запись), предоставление сведений из информационных ресурсов и пр.

Таким образом, услуги (процедуры), которые могут осуществляться дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий, подлежат переводу в электронный вид.

7

Должен ли реестр муниципальных услуг, утверждаемый нормативным правовым актом муниципального образования, учитывать требования, указанные в части 6 статьи 11 Федерального закона № 210-ФЗ. Или эти требования относятся к государственной информационной системе «Сводный реестр государственных и муниципальных услуг» куда необходимо будет внести информацию о муниципальных услугах»

Требования части 6 статьи 11 Федерального закона
№ 210-ФЗ распространяются на реестр муниципальных услуг, утверждаемый нормативным правовым актом муниципального образования.

 

8

О каких услугах идет речь в пункте 3 части 6 статьи 11 Федерального закона № 210-ФЗ:

                об услугах, предоставляемых в электронном виде и оказываемых только муниципальными учреждениями и иными организациями в соответствии с муниципальными заданиями (заказами);

                либо обо всех услугах, оказываемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями в электронном виде, а также об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается государственное задание (заказ)

В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 11 Федерального закона № 210-ФЗ реестр муниципальных услуг должен содержать, в том числе, сведения об услугах, предоставляемых муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), подлежащие включению в реестр муниципальных услуг и предоставлению в электронной форме, в соответствии с Перечнями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, речь идет не о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления, а об услугах муниципальных учреждений, которые осуществляются в соответствии с муниципальным заданием (заказом).

Отмечаем также, что Минэкономразвития России разработан и направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Перечня услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных и муниципальных услуг и предоставлению в электронной форме.

9

1) Орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует и утверждает Реестр государственных услуг с учетом государственных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий.

а) Какой орган (орган государственной власти субъекта или орган местного самоуправления) должен разрабатывать перечень государственных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий;

б) Необходимо ли каждому органу местного самоуправления, расположенному на территории субъекта Российской Федерации, разрабатывать индивидуальный перечень государственных услуг по переданным государственным полномочиям для включения в Реестр государственных услуг;

2) Какой орган (орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления) должен вносить сведения о государственных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, в государственную информационную систему «Реестр государственных и муниципальных услуг»

Включение сведений о государственной услуге, предоставляемой в рамках полномочия Российской Федерации, переданного в соответствии с федеральным законом на осуществление органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом.

Если такой порядок федеральным законом не определен – сведения о государственной услуге вносит федеральный орган исполнительной власти.

Если федеральным законом органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается полномочие Российской Федерации, в рамках которого предоставляется государственная услуга, а также полномочие по включению сведений об указанной услуге в реестр государственных услуг, то орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в свою очередь, вправе передать в соответствии с законом субъекта Российской Федерации указанные полномочия на осуществление органам местного самоуправления.

 

 

10

Возможно ли заключение соглашений между муниципальным бюджетным учреждением МФЦ и муниципальными учреждениями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, без участия третьей стороны – органа местного самоуправления

Прием документов от заявителя на предоставление государственных и муниципальных услуг планируется осуществлять через «универсального» специалиста муниципального бюджетного учреждения МФЦ («одно окно»)

В соответствии со статьей 15 Федерального закона соглашение о взаимодействии заключается между многофункциональными центрами и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем законодательство Российской Федерации не предусматривает запрета на заключение соглашения МФЦ (как организации любой организационно-правовой формы) с организацией, участвующей в предоставлении государственных и муниципальных услуг непосредственно.

11

Являются ли муниципальными услугами услуги, предоставляемые муниципальными бюджетными учреждениями МФЦ по организации предоставления государственных и муниципальных услуг

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальная услуга,предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

МФЦ в соответствии с Федеральным законом
№ 210-ФЗ организует предоставление государственных и муниципальных услуг (но не предоставляет их), посредством осуществления приема документов от заявителей, выдачи результата предоставления государственной (муниципальной) услуги, информирования о порядке их предоставления и выполнения других функций, предусмотренных Федеральным законом № 210-ФЗ. Указанные функции МФЦ не являются муниципальными услугами.

12

Из бюджета какого уровня должно осуществляться финансовое обеспечение услуг муниципальных бюджетных учреждений МФЦ, осуществляющих организацию предоставления государственных услуг через МФЦ (по приему документов и выдачи результатов заявителям)

Финансирование многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется его учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данный вопрос также прорабатывается в рамках разработки Концепции развития многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий

13

Какой орган (орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления) должен осуществлять перевод в электронный вид государственных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий

Перевод в электронный вид государственной услуги, предоставляемой в рамках полномочия Российской Федерации, переданного в соответствии с федеральным законом на осуществление органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которое, в свою очередь, было передано в соответствии с законом субъекта Российской Федерации на осуществление органам местного самоуправления, осуществляется в порядке установленном федеральным законом.

Если федеральным законом органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается полномочие Российской Федерации, а также полномочие по переводу в электронный вид государственной услуги, предоставляемой в рамках указанного полномочия, то орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе, в свою очередь, передать на основании закона субъекта Российской Федерации указанные полномочия на осуществление органам местного самоуправления.

В случае, если такой порядок федеральным законом не определен, то перевод указанной государственной услуги в электронный вид осуществляется федеральным органом исполнительной власти.

14

Сфера действия Федерального закона № 210-ФЗ не определяет понятие «муниципальная функция». Существует необходимость регламентации функции органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в том числе функций по вопросам осуществления муниципального контроля.

Какого вида регламенты (административные или регламенты внутренней деятельности) должны быть разработаны на муниципальные функции. Должна ли структура регламента соответствовать требованиям, указанным в статьях 12, 13 Федерального закона
№ 210-ФЗ

Сфера действия Федерального закона
№ 210-ФЗ распространяется на:

государственные и муниципальные услуги;

услуги организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащие включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставлению в электронной форме в соответствии с перечнями, установленными Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, исполнение государственных и муниципальных функций не регулируется Федеральным законом № 210-ФЗ.

Вместе с тем разработка и утверждение административных регламентов в отношении проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также административных регламентов взаимодействия предусмотрена Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

В настоящее время подготовлены поправки в Федеральный закон № 294-ФЗ в части закрепления положения, предусматривающего что разработка и утверждение административных регламентов проверок будет осуществляться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.

В свою очередь разработанный Минэкономразвития России проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679» предусматривает отдельные требования к структуре административных регламентов исполнения государственных функций (государственный функций по контролю и надзору).

                По мнению Минэкономразвития России, регламентировать иные функции (например, управление имуществом, контроль за деятельностью органов государственной власти и другие функции, не затрагивающие прав и законных интересов граждан и организаций), не требуется. Реализация указанных полномочий может осуществляться в соответствии с другими нормативными правовыми актами, в том числе регламентами внутренней организации деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления)

15

Нужно органам местного самоуправления сформировать реестр муниципальных функций. Должен ли реестр муниципальных функций соответствовать требованиям, указанным в статье 11 Федерального закона № 210-ФЗ

 

В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона № 210-ФЗ Реестр муниципальных услуг содержит сведения:

1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании;

2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления;

3) об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета;

4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.

Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией, с учетом требований Федерального закона № 210-ФЗ.

Таким образом, решение о включении сведений о муниципальных функциях в реестр муниципальных услуг принимается местной администрацией.

16

Должны ли разрабатываться административные регламенты только на муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления, или на все услуги, в том числе на услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями и другими организациями в рамках реализации муниципального задания (заказа)

В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ административные регламенты разрабатываются и утверждаются в отношении государственных и муниципальных услуг, то есть услуг, которые предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Услуги государственных и муниципальных учреждений, а также услуги организаций, предоставления которых является необходимым и обязательным для предоставления государственных и муниципальных услуг, на данном не регламентируются

17

1) Кто должен утверждать порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий

2) Какой орган (орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления) должен разрабатывать и утверждать административные регламенты на государственные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий

В отношении полномочия Российской Федерации, переданного в соответствии с федеральным законом на осуществление органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которое, в свою очередь, было передано в соответствии с законом субъекта Российской Федерации на осуществление органам местного самоуправления, нормативное правовое регулирование, в том числе разработка и утверждение административного регламента, осуществляется в порядке установленном федеральным законом.

В случае, если такой порядок федеральным законом не определен, административный регламент утверждается федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (до принятия административного регламента федеральным органом исполнительной власти).

Если федеральным законом предусмотрена передача полномочия Российской Федерации на осуществление органам государственной власти субъектов Российской Федерации с полномочием по нормативно-правовому регулированию, в том числе по разработке и утверждению административных регламентов, 
то указанные полномочия могут передаваться в соответствии с законом субъекта Российской Федерации на осуществление органам местного самоуправления.

В таком случае административный регламент разрабатывается органом местного самоуправления в порядке, установленном местной администрацией.

В отношении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных в соответствии с законом субъекта Российской Федерации на осуществление органам местного самоуправления, нормативно-правовое регулирование, в том числе принятие административных регламентов, осуществляется в порядке, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации

В случае, если такой порядок законом субъекта Российской Федерации не определен, административный регламент утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо органом местного самоуправления, в порядке установленном местной администрацией (до принятия административного регламента органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

Если законом субъекта Российской Федерации предусмотрена передача полномочия субъекта Российской Федерации на осуществление органам государственной власти субъектов Российской Федерации с полномочием по нормативно-правовому регулированию, в том числе по разработке и утверждению административных регламентов, 
то административный регламент утверждается органом местного самоуправления в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

18

Необходимо ли органам местного самоуправления поселений, муниципальных районов принимать административные регламенты, регулирующие предоставление государственной услуги по совершению нотариальных действий главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами данных муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона 27.07.2010 № 210-Ф3 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) и уставами муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 210-Ф3 государственная услуга предоставляется органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга) и является деятельностью по реализация функций органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Органы, предоставляющие государственные (муниципальные) услуги, обязаны предоставлять государственные (муниципальные) услуги в соответствии с административными регламентами (пункт 1 части 1 статьи 6, часть 1 статьи 12 Федерального закона № 210-ФЗ).
Право на совершение главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления нотариальных действий предусмотрено статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1.
Совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса, не отнесено к вопросам местного значения поселения и в силу пункта З части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-Ф3 является правом органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона № 131-Ф3 полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
При этом органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ, участвовать в осуществления иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (часть 2 статьи 14.1 Федерального закона № 1З1-ФЗ).
Учитывая, что муниципальная услуга осуществляется по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом № 131-Ф3, а государственная услуга предоставляется органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ), совершение нотариальных действий не является ни государственной, ни муниципальной услугой.
С учетом изложенного, не требуется утверждение административных регламентов по совершению нотариальных действий главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления.

19

Являются ли муниципальные правовые акты об утверждении муниципальных целевых программ нормативными.

В действующем законодательстве отсутствует определение понятий «нормативный правовой акт» и «нормативность». Вместе с тем в юридической практике принято исходить из того, что нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II ГД).
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрация муниципального образования.
Таким образом, каждое муниципальное образование самостоятельно определяет структуру и содержание долгосрочных целевых программ, и, как следствие, в каждом муниципальном образовании они могут быть различны.
На основании изложенного при определении нормативности муниципального правового акта необходимо оценивать каждый конкретный муниципальный правовой акт. Дать единую оценку нормативности муниципальных правовых актов об утверждении муниципальных целевых программ всех муниципальных образований не представляется возможным.

 



версия для печати
отправить по почте