Коренные малочисленные народы Севера

Ямало-Ненецкий автономный округ - историческая родина малочисленных народов Крайнего Севера: ненцев, ханты, селькупов.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, доля аборигенного населения в общей численности населения округа составила восемь процентов (41,2 тысяч человек), кочевой образ жизни ведут более 13 тысяч человек (что составляет 40 процентов от всего аборигенного населения). Для поддержки коренных малочисленных народов Севера в автономном округе действуют специальные программы и предусматриваются значительные средства в окружном бюджете.
Например, по подпрограмме «Защита прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечение их социальных и духовных потребностей» государственной программы "Реализация региональной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2014-2020 годы" ежегодно расходуется более 100 миллионов рублей. Следует отметить, что средства окружного бюджета направляются, прежде всего, для решения социальных проблем северян.

Дети кочевников преимущественно обучаются в школах-интернатах. Сейчас в округе насчитывается 23 школы-интерната, в которых обучается около 9 тысяч детей коренных народов. Ямал является передовым субъектом по вопросу развития кочевых школ для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, чьи родители ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Целью реализации проекта "Кочевая школа" является сохранение культуры, национальных традиций, языка народа, преемственности поколений и развития традиционных видов хозяйствования коренных малочисленных народов Севера автономного округа

Получение детьми образования регулируется нормативными актами ЯНАО, в которых, в частности, гарантируется полное гособеспечение при образовании таких детей. В частности, содержание интернатов, обучение детей, их питание, обеспечение одеждой, доставка из становищ в школы и пр. оплачивается из бюджета региона. По итогам переписи 2002 года в ЯНАО более 80% представителей коренных народов владеют родным языком. Это очень высокий показатель, ведь среди представителей коренных народностей других регионов России в среднем родным языком обладают около 70%".
В целях регулирования взаимоотношений по вопросам социально-экономического направления между Правительством автономного округа и промышленными компаниями существует практика заключения двухсторонних Соглашений. Подписавшие Стороны определяют взаимные обязательства, ответственность и финансовые гарантии сторон. Администрации муниципальных образований в развитие генеральных соглашений заключают дополнительные договоры с предприятиями, работающими на территориях муниципалитетов.

В рамках соглашений планируются мероприятия по финансированию строительства жилья в национальных поселках, обустройство объектов социально-бытовой и культурной инфраструктуры, развитие материально-технической базы предприятий сельского хозяйства и общин народов Севера. Предприятия нефтегазового комплекса оказывают помощь в транспортном обеспечении кочующего населения, оленеводческих и рыболовецких бригад, осуществляют доставку пассажиров и грузов, вывоз детей из числа малообеспеченных детей и детей - сирот в места отдыха, сбор детей вертолетами из тундры к началу учебного года.

Региональное общественное движение «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямал - потомкам!» является достойным представителем тундровиков во взаимоотношениях с органами власти и взаимовыгодном партнерстве с газодобывающими компаниями, работающими в районах традиционного проживания ненцев, ханты и селькупов.

Ненцы

Ненцы - один из самых крупных самодийских народов. Самоназвание ненэць - "человек", ненэй ненэць - "настоящий человек" было введено в официальное употребление в 1930 г. Первоначально ненцев называли самоедами или самоедами-юраками. Упоминание об этом имеется в древнейшей русской летописи "Повесть временных лет", относящейся к началу XII в. Происхождение термина "самоед" трактуется по-разному. Наиболее вероятным представляется его возникновение от saam-jedna - "земля саамов". Различают самоназвания хасава - у западных ненцев Ямала, ненэй ненэць - у восточных ненцев Ямала и Гыды, ненец - у разных групп.
По хозяйственно-культурному типу жизни ненцы делятся на три группы. Первую и основную (90%) составляют тундровые ненцы, главное занятие которых оленеводство продуктивного направления. Они освоили самые северные районы. Вторая группа - лесные ненцы - населяют таежные части Обско-Енисейского водораздела, в основном по рр. Пур, Таз и Аган, занимаются в основном транспортным оленеводством, охотой, рыболовством. Они - связующее звено между самодийскими племенами Саянского нагорья и тундровыми ненцами, говорят на особом диалекте ненецкого языка. Третья группа - колвинцы - образовалась на Европейском Севере в районе р. Колвы в XIX в. в результате браков мужчин-ненцев и женщин-коми. Говорит на ижемском диалекте языка коми.
Согласно наиболее убедительной гипотезе, самодийская общность сложилась в Южной Сибири. В первые века н.э. часть самодийцев продвинулась к северу, а часть вошла в состав тюркских народов южной Сибири. В течение первого тысячелетия н.э. большая часть самодийцев переместилась по Оби, Енисею и их междуречью в зону северной тайги, а затем тундры, ассимилировав аборигенное население. Затем предки современных ненцев распространились из низовьев Оби на запад до Белого моря, а к XVII в. - на восток до Енисея.
Традиционное занятие ненцев - оленеводство. Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный (нартовый) способ езды на оленях. Применяют легковые и грузовые нарты. Прямокопыльные ненецкие нарты состоят из кузова, крепящегося к загнутым спереди полозьям. Для устойчивости копылья книзу несколько разведены, так что расстояние между полозьями больше ширины сиденья. Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские - еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые - запрягают "веером" от трех до семи оленей. Садятся на нарты с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Иногда на другой конец хорея надевают металлический копьевидный наконечник (в прошлом хорей наряду с луком служил оружием). Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца. В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргиш), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведет седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки, а рядом - мужчины на легковых упряжках гонят стадо. Чтобы выловить с помощью аркана нужных животных, делают специальный загон (кораль), используя для этого нарты. Олень питается мхом - ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями.
К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум (мя) - конусообразное сооружение, остов которого состоит из 25 - 30 жердей. Зимой чум укрывают в два слоя покрышками-нюками из шкур оленя, летом - из специально выделанной бересты. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - предметы языческого культа, позднее - иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани.
Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины. Одежды и утварь богато украшали меховой мозаикой (из камусов белого и темного цвета), плели украшения из бисера, вышивали подшейным волосом оленя, резали по дереву.

В комплект традиционной мужской одежды входит малица с капюшоном (глухая просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь), штаны, сапоги-пимы из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь. Для предохранения мездры, поверх малицы надевают сорочку из ситца и подпоясываются сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. К ремню на цепочках прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади в качестве амулета - зуб медведя. В холодную погоду поверх малицы надевают совик - одежду с капюшоном, по покрою сходную с малицей, но сшитую мехом наружу.

Женская одежда в отличие от мужской - распашная. В старину ее делали из шкурок лесных зверей с опушкой по подолу из собачьего меха. Позднее - стали шить из оленьих шкур, с воротником из меха песца или рыжей лисицы. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками из замши или тесемками, и украшают орнаментированными вставками белого и темного меха. К сумочке для швейных принадлежностей, скроенной из шкурок со лбов оленей и богато украшенной орнаментом, прикрепляют игольник и маленький мешочек для наперстка. Тканые из цветных шерстяных нитей пояса дополняли круглые пряжки диаметром до 20 сантиметров. Женские шапки имеют местные различия. Наиболее распространены капоры из оленьего меха с опушкой из песцовых хвостов, к которой сзади на цепочках подвешивают медные ажурные бляхи. Женская обувь отличается от мужской кроем. Для маленьких детей из мягких оленьих шкурок шили одежду наподобие комбинезона.

Основная пища - мясо оленей (в сыром и вареном виде), рыба, хлеб. Излюбленный напиток - чай. Его, как и металлическую утварь, выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду - миски, чашки, ложки - изготовляли сами.
Религиозные верования ненцев основывались на анимистических представлениях, согласно которым верховное небесное божество - демиург Нум - управлял миром при помощи других божеств и духов, а его жена Я - небя - "Мать земля" - старуха-покровительница, рождающая и хранящая все живое, оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума выступает Нга - воплощенное мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов-хозяев. Им приносили в жертву оленей, делали подношения (кусочки сукна, монеты, табак и т.п.), чтобы духи даровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На священных местах, которыми могли быть камни, утесы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом считали лиственницу.

Ханты.

Ханты на территории ЯНАО проживают, в основном, в Шурышкарском и Приуральском районах. Этнонимы "ханты" образованы от самоназвания народа «хантэ». В качестве официальных названий был приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации народ ханты называли остяками.
Г.С. Дунин-Горкавич - исследователь начала века, побывавший в этих краях, так описывает аборигенов: "Остяки в массе отличаются добродушием, готовностью помочь каждому и строгою честностью. Они не питают друг к другу никакой вражды и живут миролюбиво. Нищенство остякам неизвестно: каждый бедный считает себя вправе прийти к более состоятельному, и пользоваться у него пищей, в особенности после хорошего улова зверя или рыбы. Среди них существует даже род общественной благотворительности, в силу которой каждый престарелый и неспособный труду остяк, если он не имеет родственников, кормится поочередно родичами".
Для обозначения народа ханты в научной литературе утвердился еще один термин - обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова "Югра", "Югория". Так называлась в русских летописях XI - XV вв. территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также ее жители.
Язык ханты лингвисты относят к угорским (югорским); в эту же группу входит родственный венгерский язык. Угорские языки входят в финно-угорскую группу уральской языковой семьи.


Исходя из того, что хантыйский язык относится к финно-угорской группе, предполагается, что некогда существовала и общность людей, говорившая на этом праязыке. Вопрос о том, где находилась прародина этой общности, крайне сложный. Несмотря на неясность и противоречивость происхождения народа ханты, исследователи единодушны во мнении о двухкомпонентности их культуры, вобравшей в себя традиции местных таежных племен и пришлых с юга угров. Лингвисты предполагают возможность древних связей уральской языковой семьи с индо-европейской и тюркской, имеются параллели с юкагирскими, чукотско-камчатскими, эскимосско-алеутскими языками, обнаружены связи с праиранскими языками.


Ханты традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие - постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения.
Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.

Одежда ханты существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и восточных - распашная. Богат и разнообразен орнамент.

Селькупы.

Селькупы - народ самодийской языковой группы. Живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного, в Каргасокском, Парабельском, Верхне-кетском районах и на сельской территории города Колпашево Томской области. Общая численность селькупов - около 2 тыс. человек по данным Всероссийской переписи населения 2010 года. Исторически в составе селькупов различают две территориально изолированные группы - северную и южную. Самоназвание северных селькупов - солькуп, шолькуп (таежный человек). В дореволюционной этнографической литературе их называли обычно остяками или остяками-самоедами. Современный этноним введен в 30-е годы ХХ века и первоначально был воспринят лишь северной группой. У южных селькупов он утвердился в последние два десятилетия. Селькупский язык принадлежит к самодийской ветви уральской семьи языков. В нем выделяют шесть диалектов и два переходных говора.

Русские обосновались на Средней Оби в конце 16 века. К этому времени здесь существовало селькупское объединение, известное под названием Пегая орда во главе с князцем Воней, которое долгое время отказывался признать власть русского царя. Лишь с основанием Нарынского острога (1596) русские сумели обложить селькупов данью. В начале 18 века было осуществлено крещение томских селькупов. Во второй половине 19 века усиливается русский переселенческий поток в районы проживания селькупов. Под влиянием русских они стали селиться в деревнях, заводить домашний скот, заниматься огородничеством. Хозяйственно-культурные связи селькупов и русских стали закрепляться семейно-брачными узами. С конца 19 века у всех селькупов основной общественной единицей стала соседская община, в которую входили представители различных этнотерриториальных групп, не связанных между собой кровным родством.

Селькупы вели комплексное хозяйство, главными отраслями которого были охота и рыболовство. Транспортное оленеводство знали только северные селькупы. Экономический регресс селькупов к началу 17 в. исследователи объясняют изобилием пушного зверя, которым отличалась Западная Сибирь, ставшая одним из основных центров концентрации торговцев пушниной из различных цивилизованных стран того времени. Соболь в среднем Приобье был истреблен в конце 17 века, поэтому основным объектом пушной охоты у селькупов была белка. О распространенности беличьего промысла говорит наличие у селькупов в 19 веке специальной меновой единицы сарум - связка из десяти беличьих шкурок. Для нарымских селькупов большое значение имела охота на боровую дичь - глухарей, тетеревов, рябчиков, которые являлись основным источником мяса. Вторым по значению в хозяйстве селькупов был рыбный промысел. Основные объекты промысла - осетр, нельма, омуль, чир, муксун, стерлядь. Из традиционных орудий рыболовства наибольшее распространение получила ставная сеть, было известно запорное рыболовство. Оленеводством занимались северные селькупы. Селькупское оленеводство - таежного типа. Размеры стад и маршруты сезонных передвижений относительно невелики. Селькупы, в отличие от ненцев, не пользовались пастушеской собакой. Пастьба оленей вообще практиковалась редко, даже зимой.

Для селькупов характерны анимистические представления об окружающем мире. Добрым началом, демиургом считался Ном, олицетворявший собой небо. Властитель зла Кызы имел обиталище под землей. Искусство селькупов представлено орнаментацией на берестяной посуде, костяных деталях оленьей упряжи, ножнах, и других бытовых предметах. Характерное для многих народов Сибири украшение одежды не получило у селькупов широкого распространения. В традиционном фольклоре центральное место занимает описание всевозможных приключений героя, его столкновений со злыми духами, которые всегда оказываются побежденными. Из музыкальных инструментов бытовали варган - губная из оленьего рога пластинка с вибрирующим язычком, семиструнная арфа - лебедь. У северных селькупов единственным музыкальным инструментом был шаманский бубен.

Кто же они - селькупы. Может быть, они жители древней ойкумены самоедского мира, которые так и остались на своем месте, когда через них переселялись поздние пришельцы - самодийцы-оленеводы, ушедшие с юга в тундру со своими стадами? А может быть, они та самая часть древнего населения, которая не разделялась четко на самоедов и угров? Есть еще третье предположение: может быть, селькупы - продукт смешения самоедов и угров? Эти вопросы так и остаются вопросами. И оценить селькупов очень трудно, так как они по всем своим культурным привычкам близки и к уграм, и к самодийцам. 



версия для печати
отправить по почте